Маленький Бизнес


"No comment" реж. Артем Темников, 2014
Июль 25, 2016 – 09:01
Грибной бизнес
На премьере в рамках ММКФ запомнился Александр Новин в лопающейся на нем (и от избыточной мышечной массы, и от распирающего изнутри самодовольства) белоснежной накрахмаленной сорочке, в окружении таких же крахмальных и самодовольных товарищей, собиравшихся представлять картину - ну еще бы: копродукция с Германией, Новин в главной роли, Миронов его продюсирует - полный набор информповодов. Несмотря на пафос показ (впрочем, внеконкурсный) прошел незаметно для фестивального контекста, как и последующий прокат - я тогда фильма не увидел, хотя его даже в "35 мм" крутили, и особо не стремился, не спешил, а посмотрел только сейчас по ТВ, когда, как ни странно, проблематика картины не утратила, но сильно набрала в актуальности, по крайней мере на поверхностный взгляд.

Пока командир русской разведроты Басаргин (тельняшка на Новине грозит лопнуть еще скорее, чем крахмальная сорочка) служит родине, добивая чеченских боевиков, но обещая сыну приехать посмотреть его участия в соревнованиях, в далекой, благополучной и тихой Германии юноша Томас, незадачливый видеолюбитель, потомственный аптекарь, вместо того, чтоб перенимать отцовский маленький бизнес, находит большую любовь в лице турчанки-мигрантки, шахидской дочки. Приличная мусульманская девушка с поганым свиноедом встречаться не готова, и тогда Томас начинает посещать курсы ислама, где проповедник, ссылаясь на Святого Ваххаба, рассказывает правоверным, что мусульмане - самые мирные и добрые, а потому магометанство - единственно истинный путь для верующего, которому за Аллаха прям-таки необходимо пострадать. От красавицы Лейлы ничего не добившись, Томас принимает ислам, становится Хамзой, сжигает документы и отправляется к боевикам в Чечню, где его, конечно, уже поджидает, сам не зная того, Басаргин.

И Томас, и Басаргин снимают на любительскую камеру, записывают видеодневники - свои личные и, так сказать, для истории: один - "подвиги" джихадистов-ваххабитов, другой - "верную службу" армейских товарищей. Стало быть "No comment" Артема Темникова, а это дебют режиссера-документалиста в игровом кино, стилизован под непрофессиональную съемку - логика приема, правда, не выдержана, но надо признать, визуальная культура налицо: картинка, монтаж, вообще режиссура - на уровне. Со сценарием, как водится, проблем больше, персонажи могут показаться схематичными, а решение немца принять ислам и отправиться в Чечню слишком уж поспешным и эксцентричным - но известно, что в жизни случается и не такое. Вместе с тем автор (сценарист и режиссер в одном лице, которому в свое время хватило ссылаться на "Фауста" Гете! хотя его "штучка" будет в чем-то "посильнее", хе-хе) безрезультатно пытается не только соблюдать заданный формат "мокьюментари", но и оставаться беспристрастным, не подыгрывая ни одной из сторон конфликта - что ему не удается, во-первых, видимо, в силу взглядов (где русские, конечно - "миротворцы", а боевики - "агрессоры", и никак не наоборот), а во вторых - потому что в картине нет настоящего конфликта.

Source: users.livejournal.com
Похожие публикации